3 декабря Международный день людей с ограниченными физическими возможностями Подробнее
Сегодня на территории муниципального образования более 400 детей, требующих квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии. Их количество постоянно растет.
Поэтому, в настоящее время, одним из приоритетных направлений деятельности управления образования является создание условий для полноценного физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основную роль в создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на территории Нижнеудинского района на протяжении нескольких лет осуществляет Центр (ЦППРиК), деятельность которого включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, включая раннюю диагностику детей дошкольного возраста, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Центра;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения и семьи;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями развития, воспитания данной категории детей, с их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Опыт работы Центра позволил сделать вывод, что информационно-просветительская работа на современном этапе является основополагающим фактором инклюзивного образования, так как географическое положение нашей территории (наличие труднодоступных поселений, наличие большого количества учреждений, удаленных от центра на 150 и более километров) не позволяло осуществлять оперативное информирование.
Сегодня связующим звеном, координатором информационно-просветительской деятельности по созданию системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья стал Территориальный ресурсный центр при управлении образования.
На базе Ресурсного центра осуществляется обучение родителей, имеющих детей - инвалидов, включенных в проект "Развитие дистанционного образования детей -инвалидов" в Иркутской области. Специалистами Ресурсного центра организуется информационная и техническая поддержка данного проекта (консультационная помощь родителям и педагогам, задействованным в дистанционном обучении).
Создание территориальным ресурсным центром информационного поля по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ(создание информационных буклетов, памяток, распространение методических рекомендаций по подготовке документации к ПМПК, организации работы школьных психолого-педагогических консилиумов, графиков обследования узкими специалистами детей с ОВЗ) позволило создать в нашем районе постоянно действующую территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Постоянно действующая комиссия обеспечивает раннюю диагностику детей дошкольного возраста, их своевременную реабилитацию и коррекцию.
С целью совершенствования консультативной и просветительской деятельности на сайтах Центра "Доверие" и управления образования разработана страница "Инклюзивное образование", где регулярно размещаются различные материалы по развитию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, организации и содержанию коррекционно-развивающих занятий, приемам и методам работы с детьми, которые могут использоваться как специалистами, так и родителями. Благодаря информационным ресурсам ТРЦ стало возможным открытие в МКУ ДОД "Центр детского развития, творчества и досуга г. Нижнеудинск" нового направления работы с детьми с ОВЗ - иппотерапии. Сегодня обеспечено систематическое он - лайн общение, консультации работников учреждения и специалистов Центра Тихомировых по вопросам организации лечебных занятий.
Сегодня условия, созданные в Территориальном ресурсном центре позволяют осуществлять непрерывное образование педагогов:
- проводить курсы повышения квалификации педагогов в дистанционном режиме по проблемам, которые требуют незамедлительного решения. Успешно прошла курсовая подготовка по следующим темам:
- Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт современной практической психологии программа Суицидология и кризисная психотерапия 72 часа 2013 год ноябрь;
- Аналитический научно-методический центр "Развитие и коррекция" тема "Современные подходы к планированию воспитательного процесса в ДОУ компенсирующего вида с учетом требований ФГОС" 240 часов 2014 г.
- организовать сетевое взаимодействие и обобщение опыта педагогов в рамках работы методических объединений ( Сайт Центра "Доверие" http://doverie-da.ucoz.ru/;
Адрес электронной почты Cpprik2008@rambler.ru; МО логопедов сайт http://www.proshkolu.ru/, http://www.proshkolu.ru/user/zen-1945; МО психологов электронная почта для общения MOPNR@mail.ru
Применение информационных и коммуникативных технологий в инклюзивном образовании позволили создать благоприятные условия обучения детей с различными нарушениями развития, активизировать компенсаторные механизмы организма и достичь оптимальной эффективной коррекции нарушенных функций.
ИКТ стали инструментами диагностики, реабилитации, социальной адаптации, средством налаживания коммуникативного контакта, инструментом получения и накопления психолого-педагогического опыта, инструментом подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ.